Как справляться с беспокойством и стрессом Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид



Pdf көрінісі
бет1/18
Дата19.07.2022
өлшемі0,52 Mb.
#37764
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Как справляться с беспокойством и стрессом 
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид 
Введение 
Хвала Аллаху, Господу миров, Всемилостивому и Милосердному, Владыке Судного дня. 
Свидетельствую, что нет божества, кроме Него, Господа предшествующих и последующих 
поколений и Кормильца небес и земли. Да будет мир и благословение тому, кто послан как 
милость мирам. Свидетельствую, что он - посланник Аллаха (да благословит его Аллах и 
приветствует). Да будет мир и благословение над ним, его семейством и сподвижниками, и над 
теми, кто уверовал в его руководство и следовал его стопам до Дня Суда.
Такова природа этой жизни, что люди подвергаются беспокойству и стрессу, потому как 
этот мир есть пристанище недугов, тягостей и страданий. Следовательно, среди того, что отличает 
рай от этого мира, это то, что там нет ни забот, ни стрессов: 
"Там их не коснётся усталость, и их не изгонят оттуда". (Аль-Хиджр 15:48).
Ничто и никогда не опечалит людей рая, даже неуважительное слово: 
«Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: "Мир! 
Мир!"». (Аль-Вакиа 56:25-26).
Природа этой жизни также такова, что люди должны мириться со страданиями и тяготами 
по различным поводам, так как указано в Коране: 
"Мы создали человека в тяготах". (Аль-Балад 90:4). 
Поэтому люди испытывают досаду по тому, что было в прошлом, тревогу от того, что 
может быть в будущем и беспокойство от того, что происходит в настоящем.
То, что приходит нам на ум и заставляет нас горевать, это события из прошлого
опечалившие нас, предстоящие события, о которых мы беспокоимся, и настоящие события, 
которые заботят нас. Люди реагируют по разному на стрессы и беспокойство, в зависимости от 
того, как много они затрагивают, является ли беспокойство продолжительным или нет, и есть ли у 
них вера в сердце, или же они непокорны и грешны. Мы можем описать людские сердца, как двух 
видов: либо сердце это престол Аллаха, исполненное света, жизни, счастья, радости и всех 
сокровищ добродетели; либо сердце это престол шайтана, в котором муки, темень, смерть, печаль, 
беспокойство и тревоги. Людские беспокойства и заботы также различаются по их побуждениям, 
обстоятельствам и по личной ответственности.
Одним из видов беспокойства и заботы есть то, что может быть описано, как "стоящее 
беспокойство", что есть хороший признак, такой как встревоженность учёного разрешением 
непростой проблемы, относительно которой мусульмане нуждаются в ответе, особенно когда дело 
очень серьёзно и не видно путей его решения. Другой пример, это обеспокоенность 
мусульманского главы проблемами людей в его подчинении.
Это то, что заставляло беспокоиться и тревожиться обоих Умаров (т.е. Умара ибн аль-
Хаттаба и Умара ибн Абд уль-Азиза) и других лидеров. Умар ибн аль-Хаттаб в своё время думал 
над тем, как подготовить армию, когда молился и был прощаем за это; его также беспокоил падёж 
скота в Ираке.
Умар ибн Абд уль-Азиз выражал свою печаль так: "Я боюсь нечто, против чего мне не 
может помочь никто, кроме Аллаха. Старики достигают кончины с ним (в такой ситуации), 
молодые выросли с ним; иноземцы выучили арабский язык, и бедуины переселились в города при 
таких обстоятельствах. (Это нечто так сильно укоренилось), что они думают, что это религия, и 
они не могут найти правду нигде, кроме как в этом". Когда хилафа пришло ему в руки, и люди 
дали ему свою бай'а (клятву верности), он вернулся домой встревоженный и подавленный. Его 
освобождённый раб спросил: "Почему я вижу тебя таким встревоженным и печальным? Это не тот 
случай, когда тебе следует быть таким". Он сказал: "Горе тебе! Как я могу не тревожиться, когда 
нет ни одного, ни на востоке, ни на западе из этой уммы, кто бы ни потребовал удовлетворения 
своих прав у меня или бы не просил уладить такие-то дела с таким-то, письменно ли он направит 
свою просьбу или нет, спросит ли напрямую или нет?".
Чем больше какое-либо решение связывалось с судьбой мусульман, тем больше были 
задействованы тревога и стресс. Так, когда Абд ар-Рахману ибн Ауфу было поручено задание 
избрания следующего халифа мусульман после смерти Умара, он не спал в это время, потому что 
был занят консультациями с мусульманами, даже со старой женщиной. Другими разновидностями 
похвальных забот являются: забота да'ийа, который трудится за распространение Ислама и 
передаёт послание, ведя других к пути Руководства; забота поклоняющегося, дабы 


удостовериться, что его поклонение правильно, и по намерению, и по исполнению, и 
озабоченность мусульманина страданиями своих братьев по вере в различных частях света.
Разновидности тревог, которые могут быть результатом совершения греха включают: 
Подавленность, ощущаемая после незаконного кровопролития; или тревога женщины, беременной 
в результате прелюбодеяния или измены.
Виды огорчений, как результат недоброго обращения со стороны других, включают 
страдания из-за плохого обхождения своих собственных родственников, как сказал поэт:
Страдания от рук тех, кто близок по крови мучительнее снести, чем удар лихого меча.  


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет