Труды по истории и этническому составу тюркских племен



Pdf көрінісі
бет1/30
Дата22.02.2017
өлшемі3,79 Mb.
#4675
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

 
 
 
 
                             
 
 
 
 
Труды по истории и этническому 
составу тюркских племен 
 
Бишкек 2003
 

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
ББК 63.3 
А-81 
Книга  издана  в  рамках  Информационной  программы,  осуществляемой  Фондом 
«Сорос - Кыргызстан». 
 
 
Аристов Н. А. 
А-81 Труды по истории и этническому составу тюркских племен / Отв. ред. акад. В.М. 
Плоских. - Бишкек: Илим, 2003. -460 с. 
 
 
ISBN-5-8355-1297-X 
 
 
Настоящее  издание  является  второй  книгой  историко-этнографических  трудов 
видного  представителя  русской  науки  конца  XIX  в.,  действительного  члена 
Императорского  Русского  Географического  общества  Н.А.  Аристова.  В  нее  включены 
давно  ставшие  библиографической  редкостью  статьи  ученого  об  этническом  составе 
кыргызов  и  других  тюркских  племен,  а  также  архивные  записки  Н.А.  Аристова  о 
поземельном устройстве кочевников Семиречья. 
Ответственный  редактор-составитель  и  автор  предисловия  -  академик  В.М. 
Плоских. В подготовке книги к изданию принимали участие акад., д.филос.н., проф. А.Ч. 
Какеев, чл.-корр., д.и.н., проф. Д.Д. Джунушалиев, к.и.н., доцент КРСУ В.А. Воропаева и 
научный сотрудник HAH КР В.Я. Галицкий. 
Книга, издаваемая в юбилейный Год кыргызской государственности, рассчитана на 
историков,  тюркологов,  этнографов,  преподавателей  и  студентов  вузов,  всех 
интересующихся проблемами кыргызоведения
 
 
 
 

 

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
ISBN 5-8355-1297-Х   
© Фонд «Сорос - Кыргызстан», 2003 г. 
ПРЕДИСЛОВИЕ 
Известный  своими  трудами  по  тюркологии  Николай  Александрович  Аристов
1
 
обладал обширными познаниями в области исторической географии среднеазиатско-
казахстанского  региона  и  Западной  Сибири,  истории,  этнографии  и  культуры  их 
населения,  включая  кыргызов  и  их  предков,  -  с  глубокой  древности  и  до  конца  XIX 
века
2
.  К  тому  же  он  отличался  исключительной  эрудицией,  хорошо  знал  русскую  и 
иностранную специальную литературу, вплоть до газетных статей и заметок по данной 
проблематике.  В  его  работах  содержится  немало  выдержек  из  первоисточников, 
которые  либо  не  сохранились  до  нашего  времени,  либо  стали  библиографической 
редкостью.  Его  наследие  представляет  собой  важный  источник,  в  частности,  для 
изучения  этнополитической  истории  и  государственности  кыргызов,  а  также  для 
исторического краеведения Кыргызстана. 
Такая оценка ученого целиком относится и к фундаментальному труду его «Усуни и 
кыргызы или кара-кыргызы. Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и 
исследования по его исторической географии». Он был задуман и подготовлен к 1893 
году как дополнение к одному из томов «Землеведения Азии» известного немецкого 
географа Карла Риттера, издававшихся с дополнениями русских историков и географов 
во второй половине XIX в. Императорским Русским Географическим обществом (ИРГО). 
Однако  двухтомная  рукопись  Н.А.Аристова,  к  сожалению,  так  и  оставалась  архивным 
достоянием в течение более столетия. Только в 2001 г. она была опубликована нами 
при поддержке Фонда «Сорос - Кыргызстан» в Бишкеке. 
В этом фундаментальном труде Н.А. Аристов первым из ученых (после публикации 
китайских  материалов  Н.Я.  Бичурина)  дает  сведения  о  быте  древних  кыргызов  и 
упоминает о их государстве. Свой текст в одном из разделов он так и озаглавил: 
«Древнейшие  упоминания  и  имена  кыргызов  и  их  страны.  Наружность,  одежда, 
занятия  и  другие  сведения  о  быте  кагасов  и  о  произведениях  их  земли.  Государь 
кагасов.  Религия.  Калым.  Погребальные  обычаи.  Старшины.  Язык  кагасов. 
1
 Библиографический  словарь  отечественных  тюркологов.  Дооктябрьский  период.  2-е  изд., 
переработанное / Под ред. А.Н.Кононова. - М.: Наука. Гл. ред. воен. лит. - 1989. - С.24-28; Аристов Н.А. 
Опыт  выяснения  этнического  состава  киргиз-казаков  Большой  Орды  и  кара-киргизов  на  основании 
родословных  сказаний  и  сведений  о  существующих  родовых  делениях  и  родовых  тамгах,  а  также 
исторических  данных  и  начинающихся  антропологических  исследований  //  Живая  старина.  Вып.  lll—IV.  - 
1894. - С. 391-486; он же. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об 
их численности // Живая старина. Вып. III-IV. - 1896. - С. 277-456. 
2
 О  нем  и  его  трудах  см.:  Галицкий  В.Я.  Вклад  отечественных  исследователей  и  путешественников  в 
изучение исторического прошлого киргизского народа. - Фрунзе, 1973. - С.69-70: Подробнее см.: Плоских 
В.М. Н.А. Аристов и его фундаментальный труд по истории кыргызов и Кыргызстана // Аристов Н.А. Усуни 
и кыргызы или кара-кыргызы. Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по 
его исторической географии. - Бишкек: Илим, 2001. 

 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
Происхождение  от  динлинов.  Исторические  о  последних  сведения.  Значение  имени 
динлин. Гюньма или «пегий» народ. Письмена кагасов»
3

Далее  приводим  конкретную  цитату:  «Древнейшее  упоминание  о  кыргызах  и  их 
стране относится к 209-201 гг. до Р.Х., когда в числе северных владений, покоренных 
шаньюем хуннов Модэ, названо Гэгунь наряду с Динлином. В 49 году до Р.Х. шаньюй 
Чжичжы завоевал то же владение под именем Гянь-гунь. Что это название одной и той 
же  страны  и  народа,  которые  еще  именовались  Гюй-ву,  Ге-гу,  Гагяс,  Хагас,  Хакянсы, 
узнаем  мы  из  описания  этого  владения  в  «Тан-шу»,  где  сказано,  что  это  древнее 
государство Гянь-гунь»
4

Под  термином  «гянь-гунь»,  как  признавали  и  признают  сейчас  все  виднейшие 
синологи  мира,  подразумевались  и  читались  «кыргызы».  И  сам  Н.А.  Аристов  далее 
прямо  пишет,  ссылаясь  на  труды  В.  Шотта  и  В.В.  Бартольда:  «В  "Юань-шы"  (история 
монгольской  династии,  под  владычеством  которой  китайцы  вынуждены  были 
ознакомиться с более правильным произношением монгольских и тюркских имен) имя 
кыргыз  пишется  уже  близко  к  истинному  произношению  -  ки-ли-ки-з  (ki-li-ki-sze)  с 
заменою р посредством л. Гянь-гунь, Гянь-гянь, Ге-гунь (Gan-koun, Kien-kien, Kjan-kuen) 
кажутся  удвоением  имени  орошающей  страну  реки  Енисея  Кем  (Kjan): 
доказательством,  что  местное  население  некогда  называло  страну  Кем-Кемчик  по 
рекам,  соединение  которых  образует  Енисей,  может  служить  название  этой  реки  у 
Рашид-эддина  Кем-кемджиют;  у  китайцев  такое  двойное  имя  могло  выходить  Кань- 
кань, Гянь-гянь, Гянь-гунь, Ге-гунь»
5

Таким образом, Н.А. Аристов одним из первых ученых в мире приходит к выводу, 
что этноним «кыргыз» и страна (или государство) Кыргыз ведут свое летосчисление с III 
века до н.э. 
Процессы  этногенеза,  приведшие  к  формированию  кыргызской  народности, 
чрезвычайно  сложны  и  трудны  для  изучения  в  силу  недостаточности  и  слабой 
изученности  исторических  источников,  неразработанности  археологических  и 
этнографических  материалов,  фольклора,  истории  кыргызского  языка.  В  связи  с  этим 
проблема  все  еще  остается  дискуссионной.  И  потому  материалы,  собранные  в  свое 
время Н.А. Аристовым, являются бесценным первоисточником. 
Легендарные  циклы  не  слишком  богаты  историческими  материалами  о 
происхождении народа. Они не имеют самостоятельного этногенетического значения. 
Генеалогические  предания  кыргызов  -  санжыра  -  рассказывают  о  происхождении 
поколений  по  родам  и  племенам,  но  содержат  нередко  противоречивые  сведения, 
поэтому также не проясняют проблему происхождения народа в целом
3
 Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Очерки истории и быта населения западного Тяньшаня 
и исследования по его исторической географии. - Бишкек, Илим, 2001. - С. 143. 
4
 Там же. 
5
 Там же. - С. 144. 

 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
Важным  этапом  формирования  кыргызской  народности  стало  объединение  всех 
племен  в  два  «крыла»  (традиционное  объединение  тюркских  кочевников,  начиная  с 
гуннов).  В  «онг  канат»  («правое  крыло»),  согласно  С.М.  Абрамзону
6
,  вошли  племена 
сары-багыш,  бугу,  саяк,  солто, жедигер,  баргы  и  др.,  в  «сол  канат» («левое  крыло»)  - 
племена  кушчу,  саруу,  кытай,  мундуз,  басыз,  чон-багыш  и  др.  Оба  объединения 
включали  как  кыргызские,  так  и  давно  отюреченные  монгольские  племена  на 
равноправной  основе.  Все  эти  племена  вместе  с  ичкиликами  Ферганы  стали 
именоваться общим этнонимом «кыргыз». Этот важный исторический факт относится к 
концу  XV  -  началу  XVI  в.,  периоду  завершения  процесса  сложения  кыргызской 
народности.  С  этого  времени  можно  говорить  об  образовании  современной 
кыргызской народности на Тянь-Шане как единой этнической общности, поднявшейся 
над  родом  и  племенем  и  включившей  в  себя  многие  другие,  не  кыргызские  по 
происхождению родоплеменные образования. 
Деление  кыргызских  племен  на  группы  «онг  канат»,  «сол  канат»  и  «ичкилик», 
кроме этнического, имело важное военно-политическое и административное значение 
(подобно  членению  казахской  народности  на  три  жуза):  они  стали  основой 
возрождения  кыргызской  государственности  и  частично  выполняли  важнейшие 
государственные функции. Однако внешнеполитические условия, калмакская агрессия 
и  постоянные  межплеменные  распри,  затихавшие  лишь  во  время  борьбы  за 
выживание  с  более  сильными  соседями,  отодвинули  столь  важный  акт  в  истории 
кыргызского народа до лучших времен. 
Наиболее интенсивным развитие кыргызского этноса было в период, знаменуемый 
созданием собственного государства на Енисее, которое преобразовалось в громадную 
и недолговечную империю, рассеявшую кыргызскую (енисейскую) народность в ареале 
от  Монголии  до  Тянь-Шаня.  В  дальнейшем  этнические  процессы,  связанные  с 
нуклеарной  частью  енисейских  кыргызов  на  Алтае  и  в  Прииртышье,  сопровождались 
кыпчакизацией  енисейского  компонента  (антропология,  материальная  и  духовная 
культура).  Они  протекали  уже  в  условиях  утраты  кыргызами  собственной 
государственности  и  завершились  включением  их  в  иноэтническое  государство. 
Главным  условием  формирования  кыргызской  народности  на  завершающем,  тянь-
шаньском  этапе  в  конце  XV  -  начале  XVI  в.  оказалось  не  столько  саморазвитие 
древнекыргызских 
этнических 
компонентов, 
сколько 
ассимиляционные 
взаимодействия и контакты с новой этнической средой (древнетюркской, монгольской, 
исламизированной  восточно-иранской).  Одновременно  с  кыргызской  образовались 
казахская, узбекская и каракалпакская народности
7

Этническая  консолидация  вызвала  необходимость  возрождения  собственной 
государственности в новых географических и исторических условиях. 
6
 Абрамзон С.М. Кыргызы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе, 1990. - С. 38-39. 
7
 Введение в историю кыргызской государственности. - Бишкек, 1994.- С. 64. 

 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
Приведенные в данной книге материалы по этническому составу тюркских племен, 
в  том  числе  кыргызских  племен  и  родов,  опубликованные  в  конце  XIX  в.  и  давно 
ставшие  библиографической  редкостью,  сегодня  приобретают  важное  научное 
значение  как  ценный  первоисточник  по  этнической  истории  народов  Центральной 
Азии. Так их оценивал в свое время младший современник Н.А. Аристова академик В.В. 
Бартольд,  который,  проведя  подробный  аналитико-критический  разбор  их  и  выявив 
некоторые неточности, добавил сведения из материалов восточных исследований
8

В  книгу  вошли  и  другие  исторические  публикации  Н.А.  Аристова,  а  также 
неизданные  ранее  его  материалы  о  поземельном  устройстве  кочевников  бывшей 
Семиреченской области. 
Уверен,  книга  найдет  своего  читателя  и  будет  полезна  всем  интересующимся 
историей Отечества. 
Академик В. Плоских 
8
 Рецензия В.В. Бартольда приводится в разделе «Приложения» настоящего издания. 

 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
ОПЫТ ВЫЯСНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА КИРГИЗ-КАЗАКОВ 
БОЛЬШОЙ ОРДЫ И КАРА-КИРГИЗОВ НА ОСНОВАНИИ 
РОДОСЛОВНЫХ СКАЗАНИЙ И СВЕДЕНИЙ О СУЩЕСТВУЮЩИХ 
РОДОВЫХ ДЕЛЕНИЯХ И О РОДОВЫХ ТАМГАХ, А ТАКЖЕ 
ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И НАЧИНАЮЩИХСЯ 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ1 
I. Этнический состав большой орды 
1)  Фаза  социологической  эволюции,  в  которой  находятся  тюркские  кочевники. 
Народные генеалогические представления 
Многие социологи полагают, что первичные человеческие общества не знали семьи 
и  личной  собственности  и  что  женщины,  дети  и  имущества  составляли  общую 
принадлежность всей общины, всех мужчин. В следующей фазе социального развития 
господство  перешло  к  женщинам  и  наступил  век  гинекократии.  Третья 
(патриархальная)  фаза  характеризуется  браком,  с  властью  отца  над  имуществом  и 
членами  семьи.  За  нею  следует  фаза  нынешних  цивилизованных  обществ,  в  которых 
преобладание  кровных  уз  заменено  новыми  началами  права  личности  и  права 
политической национальности
2

Но  некоторые  обезьяны  живут  моногамно,  и  самцы  млекопитающих  вообще 
обнаруживают  чувство  ревности,  стремясь  к  исключительному  обладанию  своими 
самками. Поэтому приведенную характеристику первичной фазы приходится исправить 
в том смысле, что в отношениях к женщинам в первобытных обществах господствует 
гетеризм, т.е. непрочные, легко расторгаемые моногамные союзы. Замечают затем, что 
гинекократия и патриархализм суть «две параллельные ветви, выросшие из одного и 
того  же  ствола,  из  первобытного  гетеризма,  следовательно,  дальнейшее  развитие 
одной  из  этих  систем  в  другую  невозможно:  они  исключают  друг  друга»
3
.  Можно 
думать, что гинекократия не составляет необходимой фазы развития всех человеческих 
рас и племен, а была уделом лишь некоторой их части, и что факты и явления, которые 
систематизируются под именем материнского права, суть принадлежности первичного 
общества  и  являются  результатом  неизвестности  отцов,  почему  родственные 
отношения определяются по женской линии вследствие необходимости. 
Тюрки  выступили  на  историческую  почву  кочевниками-скотоводами  с 
патриархальным или родовым бытом. Древнейшие о них известия встречаются в «Шы-
цзи»,  «Исторических  записках»,  составленных  за  столетие  до  Р.Х.  Описывая  быт 
1
 В  данной  работе  Н.А.  Аристова  написание  географических  названий  и  административных  единиц 
приводится по изданию 1894 года. 
2
 См., напр., Le regime patriarcal et le droit coutumier des Kirghiz d'apres l'etude entreprise sous les auspices du 
gouvernement  russe  par  le  general  №  I.  Grodekoff,  par  Victor  Dingelstedt.  Paris,  1891  (Extrait  de  la  Revue 
generale du droit), p. lll et IV. 
3
 Каутский, «Возникновение брачных союзов», в «Сев. вестник», 1891 г., сентябрь и октябрь. 

 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
хяньюней  и  хуньюй'ев  (первым  именем,  по  китайским  комментаторам,  назывались 
хунны  во  времена  императора  Яо,  за  2357  лет  до  Р.Х.,  и  вторым  -  те  же  хунны  при 
династии  Чжеу,  1122-223  гг.  до  Р.Х.),  Сыма  Цянь  говорит:  «Обитая  за  северными 
пределами Китая, переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие... Не имеют ни 
городов, ни оседлости, ни земледелия, но у каждого
1
 есть отдельный участок земли... 
Начиная  с  владетелей,  все  питаются мясом домашнего  скота,  одеваются  кожами его, 
прикрываются  шерстяным  и  меховым  одеянием.  Сильные  едят  жирное  и  лучшее; 
устаревшие питаются остатками после них. Молодых и крепких уважают, устаревших и 
слабых мало почитают. По смерти отца женятся на мачехе; по смерти братьев женятся 
на  невестках»
2
.  Почти таков  же  был  в  VI  веке после  Р.Х.,  по  современным  китайским 
описаниям,  быт  тюрков  (тукюе),  которых  китайские  историки  считают  потомками 
хуннов,  упоминая  между  прочим  следующую  характерную  для  организации  семьи  и 
брака черту: «По смерти отца, старших братьев и дядей по отцу, женятся на мачехах, 
невестках  и  тетках»
3
.  Основы  быта  киргиз-казаков  и  кара-киргизов  те  же  самые  в 
главных чертах и в настоящее время. 
У  оставшихся  таким  образом  в  родовом  быте,  в  продолжение,  по  крайней  мере, 
четырех  тысячелетий,  народов  кровные  отношения,  принадлежность  к  родам  и  их 
деления  естественно  должны  были  всегда  иметь  важное  значение.  И  действительно, 
родовые  деления  и  имена,  вместе  с  тамгами  (тавро  или  мета  скота)  и  уранами 
(военные клики), и народные обычаи и предания составляют у неимевших литературы 
кочевников  почти  все,  что  они  сохранили  в  качестве  памятников  своего  прошлого. 
Отсюда  понята  важность  изучения  родовых  делений  для  истории  и  этнографии 
тюркских  народов.  Между  тем,  по  замечанию  Вамбери,  немногие  предметы  в 
этнографии тюрков представляют большие трудности, чем точное выяснение главных и 
последующих родовых делений
4
. В самом деле, будучи в первоначальной основе сво-
ей  результатом  естественного  размножения  людей  в  первичных  общественных 
группах, роды, вследствие продолжающегося естественного нарождения новых членов 
в  составляющих  их  семьях  и  увеличения  количества  этих  последних,  должны 
неминуемо дробиться на части, из которых каждая дает также свои подразделения и т. 
д.  Но  одновременно  и  не  менее  могущественно,  чем  естественное  нарождение, 
влияют на образование новых родовых частей и на иное группирование существующих 
- экономические и политические факторы: недостаток пастбищ вследствие умножения 
скота, борьба за эти пастбища, происходящие отсюда и из других причин внутренние 
смуты  и  раздоры,  наконец  внешние  нашествия  и  войны,  -  все  это  также  влияет  на 
группировки родов и их частей, вызывая образование новых родовых единиц и союзов. 
Во  время  происходящих  вследствие  разнообразных  причин  брожений  и  смут  весьма 
часто  играют  выдающуюся  роль  сильные  и  удачливые  вожди,  под  властью  которых 
1
 Рода, конечно, а не лица или семьи. 
2
 «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» монаха Иакинфа, Спб., 
1851 г., часть 1, стр. 2 и 3. 
3
 Там же, стр. 270. 
4
 Das Türkenvolk ets., 1885, s. 181. 

 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
собираются  не  только ближайшие  их родственники,  но  и  отдаленные  по  крови  части 
родов, и даже иноплеменники. Возникающие таким образом наряду с родовыми деле-
ниями  кровного  происхождения,  а  потом  и  заменяющие  их  частью,  родовые  союзы 
народным сознанием приравниваются к родовым единицам кровного происхождения, 
хотя  в  состав  их  входят  нередко  части  разных  родов  и  даже  семьи  и  группы 
иноплеменников.  Так  как  процессы  образования  новых  родовых  единиц  и  групп, 
исчезновения их и созидания новых родовых союзов длятся все время существования 
тюркских  кочевников,  т.е.  тысячелетия,  то  следовало  бы  ожидать,  что  киргиз-казаки, 
при  своем  сборном  составе  из  разных  подплемен,  если  не  из  разных  племен  и 
народов, представляют собою в настоящее время необъяснимый конгломерат родовых 
союзов  и  что  роды  у  них  утратили  всякую  между  собой  истинную  кровную  связь  и 
соотношения. В действительности, однако, оказывается, что роды и их подразделения 
у  тюрков-кочевников  находятся  между  собою  в  определенных,  имеющих  частью 
фиктивный, частью истинный кровно-родовой характер соотношениях. Произошло это, 
без сомнения, вследствие могучего влияния родового быта, в котором кочевники эти 
продолжают  пребывать.  В  нем  же  коренится  причина  облечения,  в  народном 
сознании,  отношений  между  родами  исключительно  в  форму  кровно-родовую, 
генеалогическую.  Утрачивая  через  два-три  поколения  ясные  воспоминания  об 
исторических  событиях,  между  прочим,  и  об  обстоятельствах  образования  родовых 
союзов, их видоизменений и распадений, тюрки- кочевники всегда представляли себе 
происхождение своих родов или общественных единиц и их подразделений таким же, 
как совершающееся вследствие естественного размножения людей образование новых 
родовых  делений
1
.  Таково  именно  содержание  тюркских  родословных  преданий, 
первый  сохранившийся  до  нас  образчик  которых  записан  китайцами  в  VI  веке  после 
Р.Х.,  а  некоторые  из  позднейших  изложены  в  «Истории  монголов»  Рашид-эддина  и 
повторены  в  сочинении  Абдул-гази-багадур-хана,  назвавшего  свою  историю 
«Родословной  тюрков»,  устные  же  существуют  и  созидаются  и  поныне  у  тюрков,  со-
храняющих кочевой образ жизни и родовой быт. 
У  киргиз-казаков  такие  родословные  встречаются  нередко  даже  в  письменном 
изложении.  Раз  такая  родословная  попалась  мне  в  одном  из  рукописных  сборников, 
которые  ходят  по  рукам  у  грамотеев,  самими  ими  составляются  и  содержат,  иногда 
рядом  с  молитвами,  сказания  романтического  характера  о  Тимуре  и  Чингиз-хане, 
сказки о богатырях, загадки и пр. Родословные эти отличаются большим разнообрази-
1
 В  родовых  общественных  группах  связующим  цементом  служит  «представление  о  происхождении  от 
общего  родоначальника  мужчины  и  культ  этого  родоначальника»  («Первобытное  право»  проф.  М. 
Ковалевского, вып. I, Москва, 1886 года, стр. 85). У раджпутов «чистокровные роды сравнительно редки. 
Большинство  родов  составилось  не  из  одних  единокровных;  к  древнейшему  стволу  действительных 
родственников присоединились с течением времени выходцы из других родов. Раздоры, несогласия, гнет 
общественного  мнения  сплошь  и  рядом  побуждали,  как  отдельных  лиц,  так  и  целые  группы  семейств, 
вступать  в  состав  чуждых  им  родовых  сообществ...  Не  одно  усыновление  родов  чужеродцев,  но  и 
добровольное  соединение  нескольких  чуждых  друг  другу  по  крови  общественных  групп  под 
предводительством  общего  вождя,  ведет  к  возникновению  на  севере  Индии  так  называемых  смешанных 
родов...  По  прошествии  одного  или  двух  поколений  развивается  новое,  более  или  менее  сказочное 
генеалогическое  древо...  Проходит  несколько  поколений,  и  сглаживается  самая  память  о  позднейшем 
восполнении рода новыми пришельцами» (там же, стр. 18, 19). 

 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
ем в зависимости от части степи и от рода, где они встречаются. Я приведу здесь одну 
такую родословную, составленную бием рода ботпай Дикамбай-батыром, умершим в 
1876 году; источники ее мне неизвестны. Начинается она с Адама и поименовывает 54 
колена  до  Абул-хаира
1
.  У  Абул-хаира  показано  три  сына:  Байчура  (родоначальник 
большой  орды),  Джанчура  (предок  средней  орды)  и  Карачура  (родоначальник 
меньшей орды)
2
. У Байчуры значится сын Джуманбай, у него Кейкибай, далее Тюбей. У 
последнего четыре сына: Майкы, Когам, Коюлдур и Мекраиль. У Майкы также четыре: 
Бахтиар, Канглы, Кырг-джуз, Мын-джуз. У Бахтиара сыновья Уйсун и Сергеле. У Уйсуна 
Аксакал  (абак-тамга)  и  Джансакал  (тарак-тамга)
3
.  У  Аксакала  сын  Карача-бий,  у  него 
Байлибек.  У  Байлибека  от  старшей  жены  Сары-байбиче  сын  Сары-уйсун;  от  второй 
жены,  по  имени  Зериб,  сын  Джолмамбет,  у  которого  от  старшей  жены  Мапраш  был 
сын Чапрашлы, от второй (стряпки) сын Сты и от третьей (сестра ее) Угиакты; от третьей 
жены  Байлибека,  по  имени  Дамалак,  был  сын  Джаркычак,  а  у  него  сыновья  Абдан, 
Дулат,  Суан.  У  Дулата  четыре  сына:  Ботпай
4
,  Чимыр
5
,  Сейкым
6
  и  Джаныс.  Этим 
кончается составленная Дикамбай-батыром родословная. 
В  «Родословной  таблице»  г.  Южакова  Ошакты  и  Чапрашты  показаны  сыновьями 
Суака (Суана), но он поясняет, что по другим рассказам «Исты (или Сты), Чапрашты и 
1
 Адам,  Шиш,  Нуш,  Яспин,  Магдаиль,  Ярык,  Уаху,  Идрис,  Агынук,  Матуашак,  Малик,  Нух,  Япыз  (Яфет), 
Арпакшад,  Салык,  Хабыр,  Балкы,  Аргын,  Ашрак,  Тахрар,  Такрак,  Хазар,  Ибрагим  Халиль-улла,  Исхак, 
Джакып-Пайгамбер, Юсуппай, Джагуда, Дайнар, Азган, Узбек, Сагды-вакказ, Малик, Абдильмажнун, Сагит, 
Керьбага,  Мухаммед,  Абдурахман,  Абдукарым,  Абдул-газис,  Салык,  Сальман,  Джумарт,  Узюбек,  Языкень, 
Альмень,  Керим,  Туйгашь,  Куренбай,  Джалынтуз,  Баба-касым,  Ерь-булантай,  Сабаз-батыр,  Ерь-джомарт, 
Алпаыспек,  Абул-хаир.  Часть  начальных  имен,  по-видимому,  взята  из  перешедшей  в  Коран  библейской 
родословной.  Остальные  кажутся  пока  набором  арабских,  персидских  и  тюркских  имен.  Странно 
совпадение  имени  Абул-хаира  с  историческим  Абул-хаир-ханом,  при  котором  действительно  положено 
начало союзу родов, образовавших киргиз-казачий народ. Неужели сохранилось об этом в народе смутное 
воспоминание,  выразившееся  в  помещении  в  родословную  Абул-хаира  с  тремя  сыновьями-
родоначальниками трех казачьих орд? 
2
 По  сказаниям  киргиз-казаков  Сырь-дарьинской  области  (Н.И.Гродеков  «Киргизы  и  кара-киргизы 
сырьдарьинской  области»,  Ташкент,  1889  года,  стр.  2),  у  отца  киргиз-казаков  Алаша  были  три  сына: 
Байшура,  Джаншура  (родон.  средней  орды)  и  Карашура  (меньшей  орды).  По  преданиям  в  средней  орде 
(Г.Н.Потанин  «Очерки  северо-западной  Монголии»,  вып.  4,  Спб.,  1883  года,  стр.  14,  по  бумагам  Мусы 
Черманова),  у  предка  всего  киргизского  народа  Котана  было  три  сына:  Акджол  (средняя  орда),  Альчин 
(меньшая) и Юсун. Муса Черманов, родившийся в 1818 году и умерший в 1884 г., рода суюндук, был долго 
старшим султаном баян-аульского округа; см. его составленную Д.Путинцевым биографию в «Акмолинских 
обл. ведомостях», 1885 г. № 38 и 39. 
3
 По  «родословной  таблице»,  написанной  Ю.Д.Южаковым  («Отечеств,  записки»,  1867  года,  том  171),  со 
слов чимкентских киргиз-казаков, у Бахтиара были сыновья Абак и Тарак и приемыш Канглы; по словам 
одних рассказчиков, Бахтиар усыновил безродного Катагана, от которого и произошли канглы и чаншклы, 
по мнению же других, чаншклы «чужой, неизвестный народ, присоединившийся к канглам». У Абака, по 
той же таблице, показан сын Джалаир, а у Тарака Ойсул (опечатка вместо Уйсун),  Дулат, Адман и Суак 
(Суан):  тут  путаница,  ибо  у  джалаиров  тамга  тарак,  так  что  они  всеми  родословными  производятся  от 
родоначальника с тарак-тамгою. 
4
 По спискам алатавского окружного управления 1865 года род ботпай состоял из двух отделов - худайкул 
(отделения биш-турсук 315 киб., алим-джаныс 221 к., худайкул и сиирчи 207 к., всего 743 киб.) и чагатай 
(отделения исинбай 275 к., джан-койлык 330 к., асан-тайляк 537 к., акча и коджай 385 к., бийдас 80 к. и 
куралаш 115 к., всего 1722 к.). 
5
 По г. Южакову, у Чемыра показаны сыновья Чинходжа (у него Темир и Чокай) и Бекбулат (с сыновьями 
Клы, Чильмамбетом и Бок-кайнатом). По алатавским спискам Д 865 года, в волости чимыр означены три 
отделения (кунту, самбет и кукрек) со многими подотделениями, всего 560 киб. 
6
 По  «Род.  таблице»  г.  Южакова  названы  сыновьями  Сейкыма  Куйсерек,  Чулдак,  Тугатай,  Бурас.  По 
спискам  алатавского  округа  1865  г.,  в  роде  сейкым  значились  отделения  кара-койлы  (150  к.),  ак-койлы 
(180 к.), кусийрак (215 к.) и чуулдак (625 к.). 
10 
 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
Ошакты происходят от Юйсюня, от младшей жены, тогда как Дулат, Адман и Суан от 
старшей».  В  той  же  таблице  у  Уйсуна  значатся  сыновья  Сергелы  (у  него  означены 
восемь  сыновей:  Байджигит,  Карабатыр,  Батырляр,  Уч-тамгалы,  Илибай,  Джакабай, 
Айт-бузум, Турт-тамгалы) и Исты (с сыновьями Тилик и Уюк)
1

На  основании  устных  сообщений  разных  биев  большой  орды

можно  дополнить 
родословную Дикамбай-батыра следующим. 
У Сары-уйсуна было два сына: Кальча и Джакуб. 
У  Чапрашлы  было  пять  сыновей:  Икей  (род  этого  имени  составляет  ныне  узун-
агачскую  волость  верненского  уезда),  Исходжа  (ныне  часть  кастекской,  мало-
алматинской  и  болыпе-алматинской  волостей),  Асыл  (в  тургенской  и  куртинской 
волостях), Чибыл (два аула куртинской волости) и Айкым (каргалинская волость того же 
уезда)
3

У  Джаныса  были  сыновья:  Джарылгамыс,  Джанту,  Джанташ,  Джаилмыс,  Баис, 
Караман, Капал, Утемис, Тюрт-кара, Чегыр
4
. У Баиса: Джолсеит и Джарты. У Джанташа - 
Ирюбай.  У  Джарылгамыса  -  Каскарау,  а  у  него:  Сарымбет,  Баба,  Кулбулды, 
Султангельды, Букень
5

Адбану приписывают двух сыновей: Чибыл и Сары. У первого два сына - Кызылбурк 
и Конурбурк; у второго (Сары) - Айт, Бузум, Сегиз-сары, Курман, Альджан; от девушки 
из рода Айт родился сын Кыстык
6

1
 По спискам алатавского окружного управления 1865  года, в роде исты отмечены  отделения ишим (180 
к.),  малай  (170  к.),  катты-кулак  (100  к.),  алмамбет  (60  к.),  куланчи  (100  к.),  всего  610  к.;  одно  из 
подотделений названо суюндук (30 к.). 
2
 Вариантов существует и вновь появляется множество. Я приведу только слышанное от людей толковых и 
сведущих  в  народной  старине.  -  По  А.Н.  Краснову  («Очерк  быта  семиреченских  киргизов»  в  «Известиях 
И.Р.  географического  общества»,  1887  года,  стр.  437  и  438),  «киргизы  дулатовской  волости  производят 
себя от Дулата, сына Абак-Терека, сына Юссуна»... По его же словам, казаки большой орды считают себя 
в  близком  родстве  с  казаками  малой  и  средней  орды  «и  потомками  рыжеволосого  Уссуня,  брата 
родоначальников двух вышеприведенных орд и сына Лудуза (?). По другим толкованиям, Уссунь был сын 
Каракозы,  брата  Джангоза,  родоначальника  кара-киргизов.  Это  второе  толкование,  рассказанное  мне  в 
долине Иссык-куля (замечает автор), еще подлежит, впрочем, поверке». 
3
 По  спискам  алатавского  округа  1865  года,  две  волости  чапрашты,  в  которых  значились  1001  и  1014 
кибиток, имели в своем составе отделы этих самых имен; из числа отделений упомянем кочкар и кучук. 
4
 У г.  Южакова названы  еще Богожали, Акпай-худак, Джамбай, Ольджанкул, Утебай-туле. По алатавским 
спискам  значились  в  роде  джаныс  отделения  джолсеит,  джарты  (семь  подотделений),  кыбрай  (пять 
подотд.) и худайкул (семь подотд., в том числе капал и кубул). Всего джанысов числилось в двух волостях 
1516 киб. 
5
 По спискам алат. округа 1865 г., кашкарау состояло из отделений баба (подотделения байсулу 275 киб., 
куньсулу 225 к.),  кулбулды  (130 киб.), инем-баласы (130 к.), ирюбай (130 к.), беш-калмак, сарымбет (со 
многими подотделениями, в том числе султангельды и букень, всего 766 киб ), всего в двух волостях 1689 
киб. 
6
 По Мусе Черманову (Потанин, «Очерки», вып. 4, стр. 14), у Адбана, сына Абака, было пять сыновей, из 
которых  записаны  имена  Сары  и  Чэбиля;  у  Сары  два  сына  -  Альджан  и  Сегиз-сары,  у  второго  же:  Айт, 
Бузум,  Кастык,  Кызылбурк,  Конурбурк.  -  По  спискам  алатавского  окружного  управления  1865  года 
значились  адбановские  роды:  кызылбурк,  1016  киб.  в  9  отделениях,  в  том  числе  кирей-кул,  сакау, 
чокаман, найманбай, далее конурбурк 450 киб. в 10 отделениях, сегиз-сары 1030 киб. из отделений чаган 
(пять  подотделений),  ходжа-мамбет  (четыре  подот-  деления)  и  джарты  (четыре  подотделения,  имена 
которых не те, что у джарты в роде джаныс), потом айт в числе 1070 киб. (пять отделений, в том числе 
11 
 
                                                           

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
У Сувана полагают двух сыновей Байтюгей и Тогурустан
1

Джалаиру,  сыну  Джансакала  (тарак-тамга),  дают  двух  сыновей:  Сыр-манак  и 
Чуманак. От Чу-манака пошло семь родов: андас, мурза, кара-чапан, уракты, ак-биюм, 
кальпе  и  супатай;  от  Сыр-манака  пять:  арык-тыным,  байчигыр,  сиирчи,  балгалы  и 
кайчилы.  Есть  еще  тринадцатый  род  кучук,  который  появился  позже  всех  и 
присоединился к балгалы
2

2) Главные родовые деления большой орды, занимаемые ими земли и численность их 
Отмеченные  в  приведенных  родословных  курсивом  имена  суть  названия 
существующих  родовых  делений  большой  орды.  Ныне  она  состоит  из  одиннадцати 
главных  подразделений,  колен  или  поколений:  дулат,  адбан,  суван,  чапрашты,  исты, 
ушакты,  сары-уйсун,  джалаир,  канглы,  чаншклы  и  сергелы.  Многочисленнейшее  и 
преобладающее из них поколение дулат слагается из родов ботпай, чимыр, сейкын и 
джаныс. Род ботпай обитает в верненском, аульеатинском (в 1867 г., по Макшееву 1100 
кибиток)  и  чимкентском  (по  Гродекову  274  киб.)  уездах;  род  чимыр  -  в  верненском, 
аульеатинском  (по  Макшееву  3500  к.),  чимкентском  (по  Гродекову  3334  к.)  и  (по 
Смирнову)  в  ташкентском  уездах;  род  сейкым  в  верненском,  аульеатинском  (по 
Макшееву 1500 к.) и чимкентском (по Гродекову 4570 к.) уездах; наконец род джаныс - 
в верненском, аульеатинском (по Макшееву 700 к.) и чимкентском (по Гродекову 3374 
к.), а также (по Смирнову) в ташкентском и перовском уездах. В общем, в поколении 
дулат,  распространяющемся  вдоль  западного  Тяньшаня,  от  р.  Или  до  Сыр-дарьи  и 
Чирчика,  можно  считать  приблизительно  40  т.  кибиток.  Адбаны  занимают  в 
верненском  и  джар-  кентском  уездах,  в  числе,  в  1889  году,  15426  киб.,  земли  от  р. 
Тургеня  и  прохода  Санташ  до  р.  Или  и  до  китайской  границы.  -  Суваны,  в  1889  г.,  в 
числе  3632  киб.,  помещаются  в  джаркентском  уезде  на  правом  берегу  р.  Или.  - 
Чапрашты  находятся  главным  образом  в  верненском  уезде,  приблизительно  всего  в 
числе 7 т. киб. - Исты встречаются в верненском уезде, в низовьях р. Или (в 1885 году - 
нижне-илийская волость - 1564 киб.) и в чимкентском (по Гродекову 3521 к.). - Ушакты 
малочисленны и имеются в чимкентском (по Гродекову 527 к.), а также (по Смирнову) в 
аульеатинском  и  ташкентском  уездах.  -  Сары-уйсуны  имеются  в  верненском  уезде  (в 
1885  г.  1187  киб.),  а  также  (по  Смирнову)  в  небольшом  количестве  в  аульеатинском, 
чимкентском и ташкентском уездах. - Джалаиры занимают земли между р. Караталом 
и  р.  Или  в  копальском  уезде,  в  числе,  в  1889  году,  16098  киб.,  и  встречаются  (по 
Смирнову) в аульеатинском, чимкентском и ташкентском уездах. - Канглы и чаншклы 
имеются  в  небольшом  количестве  около  р.  Тургеня  в  верненском  уезде,  в 
суюндук и особый отдел кыстык из пяти же отделений), бузум 1240 киб. (из тринадцати отделений, в том 
числе курман 300 к. и баба 140 к.) и альджан 1200 киб. из отделений сарымбет, чагыр, аламан и чаджа. 
1
 По Мусе Черманову, Байтыкей и Тогуруслан. По спискам алатавского окружного управления 1865 года, 
сувановская  волость  состояла  из  1025  киб.  в  16  отделениях,  в  том  числе  кочкар  100  к.,  урус  180  к.  и 
едигер 30 к. 
2
 Абрамов  в  «Записках  И.  Р.  географического  общества»,  том  I,  1867  года,  стр.  271-273,  и  списки 
алатавского окружного управления 1865 года. Из отделений нужно упомянуть в роде андас - кыргыздар, 
кочкар и танат, в  роде супатай - ак-марка  и кара-марка, в роде кучук - суюндук, в  роде балгалы - огуз, 
чагыр, кулум, в роде сиирчи - баимбет, яксымбет, ильтазар, тюленгут. 
12 
 
                                                                                                                                                                                     

www.bizdin.kg 
электрондук китепканасы
 
 
аульеатинском (по Макшееву 350 киб. канглов) и чимкентском (по Гродекову 478 киб.), 
но главным образом в ташкентском уезде, где, по Макшееву, считалось канглов 1650 
киб. и чаншклы 2000 киб. - Сергелы обитают в чимкентском уезде (по Гродекову 4871 
киб.)  и  в  ташкентском  (по  Макшееву  1410  киб.)  уездах  и  встречаются  также  (по 
Смирнову) в аульеатинском
1

В общей сложности киргиз-казаков большой орды считается:  
В семиреченской области (1889 г.): 
В сыр-дарьинской: 
в копальском уезде 16098 киб.    
 
в аульеатинском уезде 13640 к.

в джаркенском уезде 13452.  
 
 
в чимкентском уезде 21686 к.
3  
в верненском уезде 30504   
 
 
в ташкентском уезде 14000 к.
4
 
Итого 60054 киб.
5
 
Итого 49326 к. 
А  всего  109  380  кибиток  или  круглым  счетом  около  110  т.  киб.,  что  составит  по 4 
души на кибитку
6
, около 440 т. душ обоего пола. 
По  поколениям  общее  число  кибиток  может  быть  приблизительно  распределено 
так: 
дулат 
40000 киб. 
ушакты 
2000 киб. 
1
 Сведения Макшеева были основаны на современных официальных данных о числе кибиток и помещены в 
статье  его  «Географические,  этнографические  и  статистические  материалы  о  Туркестанском  крае», 
напечатанной в «Записках И. Р. географического общества, по отделению статистики» и отдельно (Спб., 
1867 г.); по этой же статье показано было в ташкентском уезде родов беш-тамгалы 330 киб., дулат 380 к., 
конграт  890  к.,  аргын  359  к.,  найман  115  к.,  кипчак  100  к.,  рамадан  610  к.,  всего  же  в  уезде  7835  киб. 
Цифры эти были далеко ниже действительных, потому что в 1868 году, при организации волостей, число 
киргиз  в  кураминском  уезде  определилось  в  20710  кибиток  и  дворов;  киргизы  занимают  всю  северную 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет